Четверг, 09.04.2020, 05:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кафедра культурологии и информационной деятельности

Меню сайта
Категории каталога
Статьи [67]
Клуб выпускников [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

УДК 316.613                                                                                                 К.И. Скрипкин

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Современный этап в развитии земной цивилизации отличается нестабильностью и противоречивостью. С одной стороны, усиливается тенденция к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества и усиливается взаимная зависимость стран, народов, экономик, культур. С другой – имеет место столкновение интересов этих стран, государств, систем ценностей. С одной стороны, человечество в целом продолжает уповать на исключительную роль Разума в своей жизни, развивая идеи эпохи Просвещения, а с другой – обострение глобальных проблем свидетельствует об отходе от этих идей. Технооптимисты пишут о переходе общества к новому состоянию - информационному, однако даже в развитых странах образование не спасает от безработицы. Современный разум служит неолиберальной экономике, в которой главными ориентирами являются прибыль, эффективность, гибкость, понимаемые узкотехнологически, вне взаимосвязи с социальными и человеческими ценностями, такими, как, например, справедливость и солидарность. Последний системный кризис вскрыл основное противоречие современной эпохи: между общепланетарными судьбами человечества и корпоративно-национальной ограниченностью.

Глобализация основывается на быстром технико-технологическом обновлении, либерализации движения товаров и капитала, межнациональных социальных движениях, повышении роли межгосударственных структур и на внедрении передовых информационно-коммуникационных технологий. Раньше развитие науки диктовалось, в первую очередь, развитием потребностей производства. Теперь наука превратилась в "интеллектуальную технологию”, в непосредственную производительную силу. Главным ресурсом формирующегося информационного общества являются знания и информация. Происходит переход от "экономики товаров” к "экономике информации”. Поэтому формирование информационной культуры личности является важнейшей проблемой. Под этой культурой в научной литературе обычно понимают систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, направленных на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе человеческой деятельности. Критериями информационной культуры человека считают его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации, перерабатывать существующую информацию и создавать новую, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность. Как многие сейчас думают, информационная культура общества и личности должна способствовать процессу непрерывного образования (что соответствует требованиям Болонского процесса) и повышения ответственности личности за принимаемые решения. Информационная культура должна формировать личность, способную к самостоятельному получению знаний, к самосовершенствованию, к самоанализу и анализу информации, личность, способную творчески изменять условия своей жизни. Изменения эти, однако, не должны приносить вред ни обществу, ни природе, ни самому человеку. Последнее является очень актуальным в связи с обострением глобальных проблем современности и процессом глобализации в целом.

Многие философы ХХ века подчеркивали, что в западной культуре (сегодня можно добавить, что не только в западной) превалирует образ современного человека, называемый Homo economicus. Еще можно говорить о Homo consumens, т.е. о Человеке потребляющем. Для этих Homo характерны эгоизм, обособленность, замкнутость в границах узких, меркантильных интересов, своекорыстие, отчужденность от природы, общества и других людей, поиск личной выгоды в ущерб остальным членам общества. Эти черты накладывают отпечаток на поведение людей в обществе, преследующих собственные цели, не заботясь о результатах своей деятельности в природном и социальном окружении. Как справедливо подчеркивал Э. Фромм, если оптимальное знание по принципу бытия – это знать глубже, то по принципу обладания – просто иметь больше новых знаний. Переизбыток информации превращает ее в шум, человек ищет просто новизны как таковой, лихорадочно листая интернетные страницы (так называемый "сёрфинг”) или беспорядочно нажимая на кнопки пульта телевизора. Он не может правильно, умно воспользоваться информационными ресурсами, не хочет загружать себя серьезными раздумьями о сущности происходящего в мире, в том числе о причинах глобальных проблем и о реальном их состоянии. Кроме того, существует проблема получения искаженной, ложной информации.

Развитию информационной культуры личности, живущей в глобализирующемся мире, должно помочь глобальное моделирование и прогнозирование, которое заключается в анализе и оценке вероятностных альтернатив развития человечества, в выборе соответствующих стратегий, нацеленных на разрешение глобальных проблем, кризисных ситуаций. Эта культура должна способствовать воспитанию у людей планетарного сознания, исходящего из общечеловеческих интересов и ценностей, связанного с осознанием личной сопричастности к мировым процессам. Такое мировоззрение должно быть диалектическим, так как именно в этом случае оно будет адекватно отражать этот сложный, постоянно изменяющийся мир, органическое единство природы, человека и общества.

Категория: Статьи | Добавил: Кафедра (07.11.2010)
Просмотров: 1122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]