Среда, 14.11.2018, 17:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кафедра культурологии и информационной деятельности

Меню сайта
Категории каталога
Статьи [67]
Клуб выпускников [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

УДК 001:613                                                                                                   Г.П.Чурсина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

Развитие информатизации привело к фантастическому росту информационного пространства и изменению качества информационной среды существования человека. При этом оказалось, что характеристики информационного пространства и среды оказывают мощное и часто неблагоприятное влияние на состояние здоровья и отдельного человека, и человечества в целом.

Что угрожает людям и жизни вообще в информационном пространстве?

Прежде всего – возрастание объемов информации, с которым сталкивается в наше время человек, объективное следствие и научного, и технического прогресса. В последние пять лет теперь создается столько же информации, что и за предыдущие 30 тысяч лет. Огромные потоки информации обрушиваются на нас постоянно, их уже часто воспринимают только как картинки в калейдоскопе – на уровне органов чувств. Мозг и сердце не выдерживают, отключаются… И в этом кроется серьезная социальная проблема. Люди, будучи не в состоянии осмыслить информацию, реагируют, привыкают реагировать на ее чисто внешние признаки. И последние стремятся к увеличению своей значимости: повсеместно нарастает громкость звука, размеры экранов, количество всяческих видеорядов, текстов, аудио- и видео произведений, часто рассчитанных именно на формальное восприятие их человеком. И оказывающих на него травматическое воздействие.

Возрастание информации имеет обратной стороной ее быстрое устаревание. Но – парадокс – гонка за новой информацией, ее все более интенсивное потребление приводит не к более информированному, а к более обеспокоенному обществу. Гонка за новой информацией грозит и новой опасностью, когда новое автоматически воспринимается как лучшее. И в конце концов подменяет его. В итоге современное общество как никогда ориентировано на новизну, сенсационность, эпатаж – те же формальные характеристики информации.  

Умение отличать полезную информацию от информационного мусора чаще всего представлялось функцией информационной культуры. Но теперь эта функция приобрела и валеологический аспект: речь идет о здоровье человека

Информационное воздействие на наших соотечественников в ряде случаев имеет рекламные цели. И реклама, в соответствии с законами восприятия информации, делает из нас «счастливых жертв маркетинговых кампаний». В ущерб нашим же целям и интересам. Сколько курящих среди наших студентов и студенток? Но на рекламных щитах – веселые лица, жизнь прекрасна! Хитрая информационная ловушка. То, что привлекательно для потребителя здесь и теперь, оказывается губительным для него впоследствии. Но современного человека настойчиво обучают не заглядывать в будущее, тем более думать об обществе. Его даже не обманывают, просто предоставляют информацию только «ближнего действия». Как видим, проблема всего-то информационная, но за ней ни много, ни мало – жизнь…

Кроме того, информационные продукты, например, рекламу, как и многочисленные компьютерные игры, создают компетентные люди, знающие, на какие «кнопки» в психике человека следует нажать. «Человек переключаемый», зомби – это уже наш современник.

В науке об информации накопилось много весьма красноречивых терминов, характеризующих негативные аспекты ее использования: информационные угрозы, информационное оружие, информационные болезни, информационные атаки, информационная война… Но главное то, что единственное средство борьбы со всем этим – тоже информация, знание, как пользоваться информацией, чтобы она оставалась жизненно важной помощью, а не капканом истории.

И здесь информационная культура - слишком слабое средство отстаивания интересов человечества (культура у нас всегда и финансировалась, и вообще – воспринималась согласно «остаточному принципу»). Следует принять, что информационная культура, как и информационная экология, теперь органически входят в сравнительно новую интегративную систему знаний – валеологию, науку о здоровье человека. Среди ее проблем - научиться выживать в теперь уже и агрессивной, и патогенной информационной среде.  

Категория: Статьи | Добавил: Кафедра (07.11.2010)
Просмотров: 963 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]