Среда, 14.11.2018, 17:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Кафедра культурологии и информационной деятельности

Меню сайта
Категории каталога
Статьи [67]
Клуб выпускников [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

УДК 37.03                                                                                                 Н.Н.Чурсин

 

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Информационное мировоззрение в условиях информатизации общества приобретает значение ключевого элемента образования человека. Адекватное информационное мировоззрение выступает, с одной стороны, необходимым условием социализации молодежи в процессах целеполагания (например, выбора профессии), выработки стратегий и моделей поведения, а с другой стороны, предпосылкой формирования информационной культуры личности.

Основой современного информационного мировоззрения выступают адекватные информационные представления, т.е. совокупность знаний о природе информации, ее типологии, свойствах, закономерностях распространения и использования в человеческом обществе. В течение длительного периода «освоения» обществом феномена информации в центре внимания были ее синтаксические и математические аспекты, позволившие создать грандиозную информационную технику и технологию, фактически составившую основу современного мира. В то же время семантические, смысловые аспекты информационного взаимодействия оставались по сути мало изученными и по этой причине имели весьма ограниченное влияние на формирование информационных представлений. Но они имеют решающее значение именно для человеческого восприятия информации! Возможно, противоречие между тотальным присутствием технологически формируемых информационных процессов и систем и почти полным неведением большинства людей относительно сути информационных явлений является основным и парадоксальным противоречием нашего времени.

Обратим внимание в этой связи на некоторые принципиальные отличия «классической» теории информации от ее семантической концепции (подробный анализ этой концепции дан автором в [1]). В классическом понимании информации последняя выступает как снятая, устраненная неопределенность. Следовательно, получение некоторой информации переводит ее реципиента из менее определенного в более определенное состояние. Этот тезис фактически использовался в большинстве ситуаций объяснения феномена информации.

Но в семантической концепции информации, основанной на понятии тезауруса (предложена Ю.А.Шрейдером, описана автором в [2]) такая линейная связь между информацией и состоянием определенности ее получателя отвергается. Утверждается, что получение информации может переводить реципиента не только в более определенное, но и в менее определенное состояние. Такое утверждение ближе «человеческой» реальности. Действительно, чем больше мы познаем, получаем информации из внешнего мира, тем больше мы знаем о нашем незнании и тем больше мы способны познать. Тем больше неопределенность, в которой мы оказываемся!

Такой вывод заставляет обратиться к обобщениям философского уровня. Например, нужны ли нам вообще новые знания? (Один из создателей атомной бомбы, Р.Оппенгеймер, как-то заметил, что «новые знания нужны там так же, как дырка в голове»). Бог, как известно, лишил людей Рая именно за вкушение запретного «плода познания»…

Во всяком случае, эффективность информационного взаимодействия, учитывающего смысловую сторону сообщений, подчиняется нелинейной зависимости. Именно на это обстоятельство «знания об информации» следует обратить особое внимание, ибо оно выступает мотивом оптимизации информационного взаимодействия. И специалисту, и обывателю не нужно больше информации – им нужна лучшая информация! И опять вопрос философского уровня: лучшая – для чего? Ответ, соответственно, также самый обязывающий: для сохранения человека и человечества. К информационным процессам, информационному взаимодействию в обществе предъявляются требования оптимизации именно в этих целях. Но это требование уже переводит нас в контекст культуры, понимаемой как проявление любви к жизни, «благоговения перед жизнью», по А.Швейцеру.

Между тем именно в инфосфере требования культуры, вносимые ею ограничения практически отсутствуют. Формирование информационной среды идет под диктовку быстро совершенствующихся технологий, подчиняющихся «линейной» оценке: больше – значит лучше (растет мощность аудиоаппаратуры, увеличивается количество смен ракурсов съемки в клипах и т.д.). От клипов, в частности, теперь уже и не ожидают какого-то смысла, самое главное в них – «масса воздействия» - количество участников, мера эпатажа, количество и сложность света, одежд, тату, - вообще всего, что можно как-то учесть и включить в «количество воздействия»! Но это логика информативности техники, но не логика культуры. Поэтому-то чем больше техники и технологий, тем примитивнее содержание иных «продуктов культуры»: в этом можно усмотреть и проявление нелинейности в контексте человеческих целей информационного взаимодействия в обществе.

Отсюда среди факторов, которые должны быть учитываемы при формировании информационного мировоззрения молодежи следует выделить два основных. Первый – адекватное понимание феномена информации и его «присутствия» в современном обществе. Второй - требование культуры в инфосфере. Понимание того, что информация, как и техника, амбивалентна, т.е. может служить как возвышению человека, так и его подавлению.

Формирование информационного мировоззрения студенческой молодежи с учетом этих факторов выступает насущной задачей высшей школы.

 1. Понятие тезауруса в информационной картине мира: монография / Н.Н.Чурсин. – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2010. – 305 с.

2. Чурсин  Н.Н. Популярная информатика. - К.: Технiка, 1982. - 158 с.

Категория: Статьи | Добавил: Кафедра (07.11.2010)
Просмотров: 1955 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]